Методические рекомендации по проведению анализа ОД

 17.12.2014_ Методические рекомендации по проведению анализа образовательной деятельности  с детьми (оценочный критерий 3)


 Колчева Н.И., методист отдела дошкольного и начального общего образования ХакИРОиПК


Согласно ФГОС дошкольного образования, программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и должна быть направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В комментариях к ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что критерии эффективности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы.

Совокупность психолого-педагогических условий обеспечивает создание социальной ситуации развития детей. Более конкретно условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначены в п. 3.2.5. и предполагают:

1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Кроме того, в п. 3.4.2. ФГОС дошкольного образования предъявляются конкретные требования к педагогу, связанные с обязательным наличием компетенций, необходимых для создания условий развития, обозначенных в п. 3.2.5.

Исходя из данных положений, образовательную деятельность в контексте непосредственной работы педагога с детьми можно определить как деятельность по созданию социальной ситуации развития (или условий развития).

Реализация образовательной программы осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду через образовательную деятельность разных видов. При этом ФГОС дошкольного образования не конкретизируют их. В качестве видов образовательной деятельности может выступать: 1) совместная деятельность взрослого и детей в течение дня; 2) самостоятельная деятельность детей как деятельность, организуемая педагогом посредством создания развивающей предметно-пространственной среды, инициирующей детскую активность. В ходе подготовки аттестационного портфолио по критерию 3 целесообразно проводить анализ совместной деятельности взрослого и детей. Анализ организации самостоятельной деятельности будет косвенно осуществляться через организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе (показатель по  критерию 1).

Исходя из опыта реализации ФГТ и действующих сегодня СанПиНов, совместная деятельность взрослого и детей дифференцируется на непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Образовательная деятельность, опосредованная проведением режимных моментов, предполагает, что педагог в первую очередь реализует задачу, связанную с охраной и укреплением здоровья детей, а потом уже задачи развития детей. В ходе непосредственно образовательной деятельности, педагог выполняет только задачи по обеспечению (созданию) условий развития. Выделение непосредственно образовательной деятельности в вид образовательной деятельности сегодня определено только в СанПиНах и, как следствие, закреплено в режиме дня группы. В содержательном плане разницы между двумя данными видами образовательной деятельности нет. Например, наблюдение, игры, общение, познавательная деятельность, рисование и др. могут быть организованы как в период утреннего приема детей, прогулки, так и во время непосредственно образовательной деятельности. Поэтому предметом анализа может выступать как непосредственно образовательная деятельность, так и образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Согласно положениям п. 1.2., реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

            Исходя из требований п. 3.2.5. ФГОС дошкольного образования, анализ образовательной деятельности педагога  следует осуществлять по следующим направлениям: формы образовательной деятельности; поддержка детской инициативы; установление правил взаимодействия; становление правил взаимодействия; ориентированность на зону ближайшего развития; использование развивающих технологий.

            В зависимости от формы образовательной деятельности конкретизируются условия поддержки детской инициативы и установления правил взаимодействия; содержание деятельности выстраивается с учетом зоны ближайшего развития детей. При этом качество организации образовательной деятельности во многом определяется выбором педагогом  образовательных технологий.

            Таким образом,

  • образовательную деятельность в контексте непосредственной работы педагога с детьми можно определить как деятельность по созданию социальной ситуации развития (условий развития); видами образовательной деятельности является совместная деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность детей, инициируемая организованной педагогом предметно-пространственной среды; образовательная деятельность осуществляется в формах специфических для детей (игровая, познавательно-исследовательская и продуктивные виды деятельности);
  • в ходе аттестационных процедур на первую и высшую квалификационную категорию педагогу необходимо продемонстрировать высокий уровень компетенций по созданию условий развития, обозначенных в п.3.2.5. в разных формах образовательной деятельности;
  • в рамках оценочного критерия 3 «Эффективность педагогической деятельности по организации образовательного процесса» проводимый анализ образовательной деятельности позволяет получить представление о степени выраженности данных компетенций;
  • предметом анализа может выступать совместная деятельность взрослого и детей, организуемая в форме игровой, познавательно-исследовательской и продуктивных видов деятельностей.
  • Предлагаемые схемы анализов определены на основании форм образовательной деятельности. Для получения объективной оценки деятельности педагога рекомендуется проанализировать организацию разных форм образовательной деятельности. Степень выраженности по каждому показателю представлена по 5-балльной шкале. Сопоставление результатов анализа разных форм образовательной деятельности позволит сделать содержательный вывод об эффективности образовательной деятельности педагога. Каждый показатель в схеме анализа соотносится с соответствующим показателем анализа образовательной деятельности в оценочном листе №3.
  • Предлагаемые в схемах анализов показатели не являются жестко заданными, могут быть изменены, расширены и/или дополнены.

Схема 1.

Организация образовательной деятельности в форме игры

ФИО педагога.

Тема.

Возрастная группа.

1.     Организация деятельности
Организует сюжетно-ролевую игру , игры с правилами в соответствии с возрастом детей 1   2    3   4   5
Способствует возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в        игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими        эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь;  вносят в игру моменты неожиданности,  таинственности, сказочности и т.п.). 1   2    3   4   5
2.     Поддержка детской инициативы
Представляет детям возможность выбора в  процессе  игры  (вида        игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.). 1   2    3   4   5
Поощряет детей  к  импровизации  в игре (придумыванию сюжетов;        введению оригинальных персонажей в традиционные игры;  смене и        совмещению ролей,  изготовлению игровых атрибутов и костюмов и        пр.). 1   2    3   4   5
Не регламентирует игру детей,  избегает воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов. 1   2    3   4   5
3.     Установление правил взаимодействия
Организует совместные игры детей  (предлагает  игры  с  разным        числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми;  объединяет отдельные играющие  группы  общим        сюжетом;  организует  совместные  игры детей разных возрастных         групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.). 1   2    3   4   5
Развивает у детей умение общаться по поводу игры  (договари-        ваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять        сочувствие и уважительное отношение к партнеру,  тактично ула        живать конфликты и пр.). 1   2    3   4   5
Обращает особое внимание на «изолированных» детей ( организуют        для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выд-    вигают их на центральные роли и т.п.). 1   2    3   4   5
4.     Ориентированность на уровень ближайшего развития
Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помо-        гают подбирать и расширять их набор,  гибко использовать игровое оборудование. 1   2    3   4   5
Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помо-        гают подбирать и расширять их набор,  гибко использовать игровое оборудование. 1   2    3   4   5
Развивает способы игрового общения — общения детей как носите-        лей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом        роли партнера). 1   2    3   4   5
В качестве непосредственного участника игры  предлагает  детям        образцы различных игровых действий 1   2    3   4   5
5.     Использование образовательных технологий
В свободной форме  

 Схема 2

Организация образовательной деятельности в форме познавательно-исследовательской деятельности детей

ФИО педагога.

Тема.

Возрастная группа.

1.     Организация  деятельности
 Мотивирует детей на познавательно-исследовательскую деятельность через создание проблемно-поисковых  ситуаций 1   2    3   4   5
Помогает спланировать предстоящую деятельность и проанализировать полученный результат 1   2    3   4   5
Организует предметно-пространственную среду для познавательно-исследовательской деятельности 1   2    3   4   5
2.     Поддержка детской инициативы
Побуждает детей выражать свое мнение, предположения, предлагать варианты решений проблемных ситуаций 1   2    3   4   5
Стимулирует к самостоятельному поиску решений проблемных ситуаций, самостоятельному поиску ответов на вопросы, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и т.д. 1   2    3   4   5
Побуждает детей обращаться ко взрослому с вопросами,        суждениями,  высказываниями . 1   2    3   4   5
3.     Установление правил взаимодействия
Помогает детям согласовывать и координировать совместные действия в познавательно-исследовательской деятельности 1   2    3   4   5
Побуждает  детей  к  речевому общению между собой (привлекают внимание  ребенка к вопросам и высказываниям других  детей, побуждая отвечать на них и высказываться) 1   2    3   4   5
Организует совместную познавательно-исследовательскую деятельность  детей  (предлагает  объединения  с  разным         числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми) 1   2    3   4   5
Развивает у детей умение общаться по поводу совместной деятельности  (договариваться, поделиться материалами, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру,  тактично улаживать конфликты и пр.). 1   2    3   4   5
4.     Ориентированность на уровень ближайшего развития
Помогает ребенку овладевать названиями предметов и явлений,  их       свойств, рассказывать о них. 1   2    3   4   5
Обеспечивает условия для развития у детей представлений  об окружающем мире 1   2    3   4   5
Поощряет детей к рассказыванию,  развернутому изложению опреде       ленного содержания (описание игрушки,  картинки, пересказ и са-    мостоятельное сочинение сказок и пр.). 1   2    3   4   5
Стимулирует детей   комментировать  (сопровождать  речью)  свои        действия в деятельности 1   2    3   4   5
Тренирует детей в умении планировать свою деятельность (проговаривая вслух последующее действие) 1   2    3   4   5
5.     Использование образовательных технологий
В свободной форме  

 Схема 3

Организация образовательной деятельности в форме художественно-творческой активности (продуктивная деятельность)

ФИО педагога.

Тема.

Возрастная группа.

1.     Организация  деятельности
 Мотивирует детей, используя игровые приемы,  вводя задание в сказочный сюжет,  организуя обсуждение с детьми возможных        вариантов изображения и пр. 1   2    3   4   5
Помогает спланировать предстоящую деятельность и проанализировать полученный результат 1   2    3   4   5
Организует предметно-пространственную среду для организации продуктивной деятельности 1   2    3   4   5
2.     Поддержка детской инициативы
Предоставляет ребенку право свободного выбора содержания и  изобра-     зительных средств 1   2    3   4   5
Освоение технических приемов изодеятельности не доминирует и не       подменяет создания художественно-выразительного образа 1   2    3   4   5
Предоставляет право  выбора  ребенку  рисовать (лепить,  делать       аппликацию) по собственному замыслу, либо участвовать в реализа-       ции коллективного замысла 1   2    3   4   5
Предоставляют детям возможность использовать для рисования раз-       личные материалы (краски,  цветные мелки,  фломастеры, маркеры,       карандаши,  сангину, уголь, листы бумаги разных размеров и фактуры и др.). 1   2    3   4   5
3.     Установление правил взаимодействия
 Вовлекает детей  в коллективные формы изодеятельности (создание       панно, декораций и пр.) 1   2    3   4   5
Развивает у детей умение общаться по поводу совместной деятельности  (договариваться, поделиться материалами, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру,  тактично улаживать конфликты и пр.). 1   2    3   4   5
Побуждает  детей  к  речевому общению между собой (привлекает внимание  ребенка к работам других  детей, организуя диалог детей по поводу содержания своих работ) 1   2    3   4   5
4.     Ориентированность на уровень ближайшего развития
Создает условия для развития у детей эстетического от ношения к окружающему миру (например,  обращают их внимание  на       красоту живой и неживой природы,  природных явлений, городского       и сельского пейзажей и пр.,  помогает увидеть в  предметах,  формах,       красках выражение характера, настроения, состояния и т.п.) 1   2    3   4   5
Обращает внимание детей на средства  выразительности,  на  возможности различных материалов, используемых для художественного воплощения замыслов. 1   2    3   4   5
Педагоги обучают   детей  различным  техникам  изобразительного       творчества,  делая акцент на эстетической сущности изображения,       а не на формальном копировании предмета 1   2    3   4   5
Развивает умение  передавать  характерные  признаки и пропорции       предметов, явлений (детали, пропорции, движения и др.). 1   2    3   4   5
5.     Использование образовательных технологий
В свободной форме  

 

Оставьте комментарий