17.12.2014_ Методические рекомендации по проведению анализа образовательной деятельности с детьми (оценочный критерий 3)
Колчева Н.И., методист отдела дошкольного и начального общего образования ХакИРОиПК
Согласно ФГОС дошкольного образования, программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и должна быть направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В комментариях к ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что критерии эффективности отдельных работников должны быть построены на показателях, характеризующих создаваемые ими условия при реализации образовательной программы.
Совокупность психолого-педагогических условий обеспечивает создание социальной ситуации развития детей. Более конкретно условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, обозначены в п. 3.2.5. и предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Кроме того, в п. 3.4.2. ФГОС дошкольного образования предъявляются конкретные требования к педагогу, связанные с обязательным наличием компетенций, необходимых для создания условий развития, обозначенных в п. 3.2.5.
Исходя из данных положений, образовательную деятельность в контексте непосредственной работы педагога с детьми можно определить как деятельность по созданию социальной ситуации развития (или условий развития).
Реализация образовательной программы осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду через образовательную деятельность разных видов. При этом ФГОС дошкольного образования не конкретизируют их. В качестве видов образовательной деятельности может выступать: 1) совместная деятельность взрослого и детей в течение дня; 2) самостоятельная деятельность детей как деятельность, организуемая педагогом посредством создания развивающей предметно-пространственной среды, инициирующей детскую активность. В ходе подготовки аттестационного портфолио по критерию 3 целесообразно проводить анализ совместной деятельности взрослого и детей. Анализ организации самостоятельной деятельности будет косвенно осуществляться через организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе (показатель по критерию 1).
Исходя из опыта реализации ФГТ и действующих сегодня СанПиНов, совместная деятельность взрослого и детей дифференцируется на непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Образовательная деятельность, опосредованная проведением режимных моментов, предполагает, что педагог в первую очередь реализует задачу, связанную с охраной и укреплением здоровья детей, а потом уже задачи развития детей. В ходе непосредственно образовательной деятельности, педагог выполняет только задачи по обеспечению (созданию) условий развития. Выделение непосредственно образовательной деятельности в вид образовательной деятельности сегодня определено только в СанПиНах и, как следствие, закреплено в режиме дня группы. В содержательном плане разницы между двумя данными видами образовательной деятельности нет. Например, наблюдение, игры, общение, познавательная деятельность, рисование и др. могут быть организованы как в период утреннего приема детей, прогулки, так и во время непосредственно образовательной деятельности. Поэтому предметом анализа может выступать как непосредственно образовательная деятельность, так и образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
Согласно положениям п. 1.2., реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Исходя из требований п. 3.2.5. ФГОС дошкольного образования, анализ образовательной деятельности педагога следует осуществлять по следующим направлениям: формы образовательной деятельности; поддержка детской инициативы; установление правил взаимодействия; становление правил взаимодействия; ориентированность на зону ближайшего развития; использование развивающих технологий.
В зависимости от формы образовательной деятельности конкретизируются условия поддержки детской инициативы и установления правил взаимодействия; содержание деятельности выстраивается с учетом зоны ближайшего развития детей. При этом качество организации образовательной деятельности во многом определяется выбором педагогом образовательных технологий.
Таким образом,
- образовательную деятельность в контексте непосредственной работы педагога с детьми можно определить как деятельность по созданию социальной ситуации развития (условий развития); видами образовательной деятельности является совместная деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность детей, инициируемая организованной педагогом предметно-пространственной среды; образовательная деятельность осуществляется в формах специфических для детей (игровая, познавательно-исследовательская и продуктивные виды деятельности);
- в ходе аттестационных процедур на первую и высшую квалификационную категорию педагогу необходимо продемонстрировать высокий уровень компетенций по созданию условий развития, обозначенных в п.3.2.5. в разных формах образовательной деятельности;
- в рамках оценочного критерия 3 «Эффективность педагогической деятельности по организации образовательного процесса» проводимый анализ образовательной деятельности позволяет получить представление о степени выраженности данных компетенций;
- предметом анализа может выступать совместная деятельность взрослого и детей, организуемая в форме игровой, познавательно-исследовательской и продуктивных видов деятельностей.
- Предлагаемые схемы анализов определены на основании форм образовательной деятельности. Для получения объективной оценки деятельности педагога рекомендуется проанализировать организацию разных форм образовательной деятельности. Степень выраженности по каждому показателю представлена по 5-балльной шкале. Сопоставление результатов анализа разных форм образовательной деятельности позволит сделать содержательный вывод об эффективности образовательной деятельности педагога. Каждый показатель в схеме анализа соотносится с соответствующим показателем анализа образовательной деятельности в оценочном листе №3.
- Предлагаемые в схемах анализов показатели не являются жестко заданными, могут быть изменены, расширены и/или дополнены.
Схема 1.
Организация образовательной деятельности в форме игры
ФИО педагога.
Тема.
Возрастная группа.
1. Организация деятельности | |
Организует сюжетно-ролевую игру , игры с правилами в соответствии с возрастом детей | 1 2 3 4 5 |
Способствует возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в игре (включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; используют выразительные движения, мимику, интонированную речь; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.п.). | 1 2 3 4 5 |
2. Поддержка детской инициативы | |
Представляет детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Поощряет детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Не регламентирует игру детей, избегает воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов, действий и приемов. | 1 2 3 4 5 |
3. Установление правил взаимодействия | |
Организует совместные игры детей (предлагает игры с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми; объединяет отдельные играющие группы общим сюжетом; организует совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Развивает у детей умение общаться по поводу игры (договари- ваться, поделиться игрушками, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично ула живать конфликты и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Обращает особое внимание на «изолированных» детей ( организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку в игре, выд- вигают их на центральные роли и т.п.). | 1 2 3 4 5 |
4. Ориентированность на уровень ближайшего развития | |
Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помо- гают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. | 1 2 3 4 5 |
Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помо- гают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. | 1 2 3 4 5 |
Развивает способы игрового общения — общения детей как носите- лей роли (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера). | 1 2 3 4 5 |
В качестве непосредственного участника игры предлагает детям образцы различных игровых действий | 1 2 3 4 5 |
5. Использование образовательных технологий | |
В свободной форме |
Схема 2
Организация образовательной деятельности в форме познавательно-исследовательской деятельности детей
ФИО педагога.
Тема.
Возрастная группа.
1. Организация деятельности | |
Мотивирует детей на познавательно-исследовательскую деятельность через создание проблемно-поисковых ситуаций | 1 2 3 4 5 |
Помогает спланировать предстоящую деятельность и проанализировать полученный результат | 1 2 3 4 5 |
Организует предметно-пространственную среду для познавательно-исследовательской деятельности | 1 2 3 4 5 |
2. Поддержка детской инициативы | |
Побуждает детей выражать свое мнение, предположения, предлагать варианты решений проблемных ситуаций | 1 2 3 4 5 |
Стимулирует к самостоятельному поиску решений проблемных ситуаций, самостоятельному поиску ответов на вопросы, самостоятельному установлению причинно-следственных связей и т.д. | 1 2 3 4 5 |
Побуждает детей обращаться ко взрослому с вопросами, суждениями, высказываниями . | 1 2 3 4 5 |
3. Установление правил взаимодействия | |
Помогает детям согласовывать и координировать совместные действия в познавательно-исследовательской деятельности | 1 2 3 4 5 |
Побуждает детей к речевому общению между собой (привлекают внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждая отвечать на них и высказываться) | 1 2 3 4 5 |
Организует совместную познавательно-исследовательскую деятельность детей (предлагает объединения с разным числом участников, в том числе учитывая дружеские привязанности между детьми) | 1 2 3 4 5 |
Развивает у детей умение общаться по поводу совместной деятельности (договариваться, поделиться материалами, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.). | 1 2 3 4 5 |
4. Ориентированность на уровень ближайшего развития | |
Помогает ребенку овладевать названиями предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них. | 1 2 3 4 5 |
Обеспечивает условия для развития у детей представлений об окружающем мире | 1 2 3 4 5 |
Поощряет детей к рассказыванию, развернутому изложению опреде ленного содержания (описание игрушки, картинки, пересказ и са- мостоятельное сочинение сказок и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Стимулирует детей комментировать (сопровождать речью) свои действия в деятельности | 1 2 3 4 5 |
Тренирует детей в умении планировать свою деятельность (проговаривая вслух последующее действие) | 1 2 3 4 5 |
5. Использование образовательных технологий | |
В свободной форме |
Схема 3
Организация образовательной деятельности в форме художественно-творческой активности (продуктивная деятельность)
ФИО педагога.
Тема.
Возрастная группа.
1. Организация деятельности | |
Мотивирует детей, используя игровые приемы, вводя задание в сказочный сюжет, организуя обсуждение с детьми возможных вариантов изображения и пр. | 1 2 3 4 5 |
Помогает спланировать предстоящую деятельность и проанализировать полученный результат | 1 2 3 4 5 |
Организует предметно-пространственную среду для организации продуктивной деятельности | 1 2 3 4 5 |
2. Поддержка детской инициативы | |
Предоставляет ребенку право свободного выбора содержания и изобра- зительных средств | 1 2 3 4 5 |
Освоение технических приемов изодеятельности не доминирует и не подменяет создания художественно-выразительного образа | 1 2 3 4 5 |
Предоставляет право выбора ребенку рисовать (лепить, делать аппликацию) по собственному замыслу, либо участвовать в реализа- ции коллективного замысла | 1 2 3 4 5 |
Предоставляют детям возможность использовать для рисования раз- личные материалы (краски, цветные мелки, фломастеры, маркеры, карандаши, сангину, уголь, листы бумаги разных размеров и фактуры и др.). | 1 2 3 4 5 |
3. Установление правил взаимодействия | |
Вовлекает детей в коллективные формы изодеятельности (создание панно, декораций и пр.) | 1 2 3 4 5 |
Развивает у детей умение общаться по поводу совместной деятельности (договариваться, поделиться материалами, соблюдать очередность, проявлять сочувствие и уважительное отношение к партнеру, тактично улаживать конфликты и пр.). | 1 2 3 4 5 |
Побуждает детей к речевому общению между собой (привлекает внимание ребенка к работам других детей, организуя диалог детей по поводу содержания своих работ) | 1 2 3 4 5 |
4. Ориентированность на уровень ближайшего развития | |
Создает условия для развития у детей эстетического от ношения к окружающему миру (например, обращают их внимание на красоту живой и неживой природы, природных явлений, городского и сельского пейзажей и пр., помогает увидеть в предметах, формах, красках выражение характера, настроения, состояния и т.п.) | 1 2 3 4 5 |
Обращает внимание детей на средства выразительности, на возможности различных материалов, используемых для художественного воплощения замыслов. | 1 2 3 4 5 |
Педагоги обучают детей различным техникам изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности изображения, а не на формальном копировании предмета | 1 2 3 4 5 |
Развивает умение передавать характерные признаки и пропорции предметов, явлений (детали, пропорции, движения и др.). | 1 2 3 4 5 |
5. Использование образовательных технологий | |
В свободной форме |